Всемирный день прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта и проводится под эгидой Организации Объединенных Наций. В России всемирный день прав потребителей отмечается с 1994 года. По традиции Международная Федерация потребительских организаций - Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2018 году Всемирный день прав потребителей будет проходить под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» и является продолжением направления, заданного в 2017 году: «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».
Продажа товаров и услуг в сети «Интернет» с использованием мобильной связи открыла широкий выбор для потребителей при совершении покупок. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» - RAEX объем онлайн-трансакций физлиц в 2017 году вырос на 8 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1 трлн. рублей.
Однако, наряду с преимуществами, электронная коммерция поднимает ключевые проблемы для потребителей, такие как: доступ к справедливым и безопасным рынкам, возмещение ущерба, защита от мошенничества, гарантии равного отношения ко всем его участникам.
В Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей, исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.