19 февраля 2014 года в Кузбасской государственной педагогической академии на факультете психологии образования проходила работа одной из секций конференции «Теория и практика творческого саморазвития обучающихся в системе непрерывного образования» в рамках Международной научно-практической конференции «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации».
Организовала деятельность участников секции Михальцова Любовь Филипповна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КузГПА, заведующая Российско-американской научно-исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура. Образование», член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, ведущий научный сотрудник Института развития образовательных систем Российской академии образования.
Для участия в работе секции были приглашены педагоги и ученые, которые исследуют проблему творческого саморазвития, большинство из которых являются исполнителями и соисполнителями экспериментальной деятельности по теме: «Инновационный потенциал образовательного пространства для творческого саморазвития обучающихся в системе непрерывного образования». Они активно сотрудничают с учеными КузГПА в рамках экспериментальной площадки Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, организованной на базе академии (Выписка из протокола № 1 от 15.01.12 г., поI направлению Плана фундаментальных исследований РАО, свидетельство об аккредитации РАО, рег. № А-18-17/133 от 11.10.2012 г., действительно до 31.12.2016 г.), реализуют концепцию и педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования (автор Л.Ф. Михальцова).
Открыли секцию заместитель декана факультета Даничкина Наталья Анатольевна и заведующий кафедрой психологии Умнов Владислав Семенович , кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии КузГПА. Выступающие приветствовали многочисленных участников конференции из образовательных учреждений разного типа и городов Кемеровской области (Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Междуреченск, Томск), озвучили актуальность исследуемой проблемы творческого саморазвития и цель мероприятия, в рамках которого проходит секция.
Работу секции продолжили научные руководители: Михальцова Любовь Филипповна и Якимова Марина Николаевна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», научный руководитель Монтессори - центра, г. Новокузнецк.
Студенты факультета психологии образования Шилова Виктория и Александр Ерохин под аплодисменты присутствующих представили участников Международной научно-практической конференции.
В выступлениях участников секции получили освещение ФГОС общего, профессионального и дополнительного образования по уровням образования (Федеральный закон «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012г.), а также проблемы их освоения и внедрения.
Федорцева Марина Борисовна,Лоншакова Надежда Николаевна, Бычкова Людмила Сергеевна акцентировали внимание коллег на новых образовательных ориентирах: преемственности дошкольного и начального общего образования ребенка в условиях введения Федеральных государственных требований и Федерального государственного образовательного стандарта; на самостоятельности как средстве творческого саморазвития дошкольников в продуктивных видах деятельности в современном образовании (МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», МБ ДОУ «Детский сад №219» комбинированного вида, МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида, г. Новокузнецк).
Об инновационном потенциале образовательного пространства социализации и развития одаренности детей дошкольного возраста из опыта своей работы по музейной педагогике поделилась Бибекина Ольга Геннадьевна (МБ ДОУ «Детский сад №79» комбинированного вида, г. Новокузнецк). Присутствующие включились в работу творческих мастерских по технике форцевания ( Великанова Елена Сергеевна, Якубова Елена Сергеевна, Черных Марина Евгеньевна ,МБДОУ «Детский сад №223»,
г. Новокузнецк); участники конференции познакомились с гештальт-подходом как средством формирования детской дружбы (Стряпина Ирина Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №34» комбинированного вида, Осинниковский городской округ, Кемеровской области).
Интересными для педагогов были выступления об инновационном потенциале образовательного пространства для успешного развития ребенка, перспективах развития педагогики Марии Монтессори и специфике развития детей в условиях инновационного образовательного учреждения – частного развивающего центра (Якимова Марина Николаевна МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк, Костюк Ирина Владимировна, Лизюра Людмила Владимировна, Монтессори-центр «Я и мама», г. Междуреченск).
Участники конференции обсуждали также проблемы общего образования и готовности учителя к творческому саморазвитию; реализации современных задач воспитания, обучения и развития школьников; важности проектного метода на уроках русского и английского языков, географии, ОБЖ как средства формирования творческой личности, опыта теоретической и практической деятельности по творческому саморазвитию обучающихся ( Долинцева Наталья Владимировна, МБНОУ «Гимназия №59», Шильцина Антонина Николаевна, МБОУ СОШ №72, Германская Оксана Сергеевна, МОУ СОШ № 5, Ялаева Татьяна Павловна, МОУ СОШ № 36, Поляков Максим Александрович, МОУ СОШ школа №103, г. Новокузнецк ).
О значимости своевременной диагностики психофизического состояния детей и подростков для коррекции ценностных ориентаций личности и творческого саморазвития в условиях лечебно-оздоровительного лагеря информировали директор ОАО «Санаторий «Прокопьевский», кандидат медицинских наук – Зайцев Николай Михайлович и психолог «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних - Паршина Елена Николаевна , г. Прокопьевск.
Определенный потенциал по изучению возможностей детской площадки как инновационной формы организации детской субкультуры накоплен Мищенко Василисой Федоровной , студенткой КузГПА, факультета психологии образования, научный руководитель - Устинова Ольга Анатольевна , кандидат психологических наук, КузГПА, а ее сокурсница Киселева Дарья Александровна под руководством заместителя декана факультета психологии образования Даничкиной Натальи Анатольевны рассказала о своем понимании значимости психолого-педагогических особенностей современного учительского труда в аспекте студенческого восприятия.
Работники профессионального образования поделились опытом научно-исследовательской деятельности в изучении основных психологических подходов к проблеме развития креативности обучающихся ( Умнов Владислав Семенович ); представили содержательное наполнение концепции, педагогической технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие и опыт их реализации в образовательных учреждениях разного типа; раскрыли возможности инновационного потенциала образовательного пространства Российско-Американской научно-исследовательской лаборатории в этом направлении; проинформировали о проведенных: научно-практическом семинаре «Инновационный потенциал образовательного пространства для творческого саморазвития обучающихся в системе непрерывного образования» в Институте развития образовательных систем РАО, г. Томск и мастер-классе для педагогов образовательных учреждений разного типа по этой же проблеме в г. Новокузнецке; об образовании, ориентированном на инновационный потенциал, в ходе выступления в пленарной части городских Дней науки; о публикациях монографий, учебно-методических пособий и научных статей по творческому саморазвитию обучающихся с отечественными и зарубежными учеными, педагогами и студентами, г. Новокузнецк ( Михальцова Любовь Филипповна ); обсудили позитивные составляющие проекта «Берегиня» как средства развития одаренности детей в современном образовательном пространстве ( Устинова Ольга Анатольевна ) и важность инновационного потенциала образовательного пространства для творческого саморазвития студентов вуза посредством цветоведения и светового дизайна ( Куровский Василий Николаевич , доктор педагогических наук, профессор, директор «Института развития образовательных систем» РАО, г. Томск), акцентировали необходимость формирования студенческой академической мобильности в образовательном пространстве вузов Кемеровской области ( Токмашев Денис Михайлович , кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики КемГУ, г. Новокузнецк).
В ходе почти 4-х часовой работы секции, оживленный интерес у участников вызвало обсуждение следующих вопросов из выступлений их коллег:
1. Какие условия необходимы для успешного развития общих и профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, чтобы будущие специалисты были самостоятельными, мобильными и конкурентоспособными на современном рынке труда?
2. Как и какие инновационные формы реализовывать на практике,
и в чем заключается инновационный потенциал образовательного пространства для творческого саморазвития субъектов образования, как его выявить и как достичь желаемых результатов?
3. Как добиться того, чтобы обучающиеся не только усвоили знания, умения, навыки, но и сформировали компетенции, умели творчески мыслить, практически реализовывать свои планы, осмысливали себя и свою значимость в социуме, свои ценности и способности, важность выбранной профессии?
В качестве перспективы сотрудничества присутствующие будут продолжать исследование проблемы творческого саморазвития обучающихся в рамках научной школы академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.И.Андреева в сотрудничестве с учеными КузГПА как исполнители и соисполнители научно-исследовательской деятельности (экспериментальной площадки Института теории и истории педагогики РАО, г. Москва), реализуя концепцию и педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования, участвуя в презентациях инновационных форм организации сотворчества в образовательных учреждениях разного типа, в видео дискуссиях, в подготовке проектов, научных статей, учебно-методических пособий и монографий...
В знак признания разносторонней и инновационной деятельности, в благодарность за сотрудничество и многочисленные педагогические находки, участники конференции получили сертификаты и памятные буклеты.
ВСЕ ФОТОГРАФИИ С КОНФЕРЕНЦИИ (скачать)
Подготовила материал при информационной поддержке научных руководителей секции -
Долинцева Наталья Владимировна ,
учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение «Гимназия № 59», г. Новокузнецк