В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области (далее — Управление) в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 2479 контрольно-надзорных мероприятий.
В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности должностными лицами Управления выявлено 2630 нарушений законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проведенных проверок юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям было выдано 1088 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о прекращении нарушений прав потребителей.
Должностными лицами Управления составлено 2666 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей, вынесено 2208 постановлений о назначении административного наказания, вынесено 1767 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делам об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Управлением вынесено 2208 постановлений о назначении административного наказания, из них 216 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения, 1992 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Кроме того, в 2017 году в судебные органы направлено на рассмотрение 357 дел об административном правонарушении, по 303 делам принято решение о назначении административного наказания, в т.ч. 213 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа, 89 - в виде штрафа и конфискации.
В рамках судебной защиты прав потребителей в 2017 году Управлением в суды общей юрисдикции предъявлено 95 исковых заявлений, из них в защиту прав неопределенного круга потребителей — 87 исковых заявлений, дано 40 заключений по делу. В пользу потребителей присуждено более 2,8 млн.руб.
Основное количество исков и заключений касалось вопросов защиты прав потребителей в сфере розничной торговли — 55, услуг ЖКХ — 27, финансовых услуг — 14.
В 2017 году Управлением было предъявлено одно заявление о ликвидации продавца (юридического лица) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) нарушение прав потребителей. Требования Управления удовлетворены.
В адрес Управления за 2017 год поступило 7653 обращения, из них по вопросам защиты прав потребителей — 2966 (38,7 % от общего количества обращений).
По сравнению с 2016 годом общее количество обращений на нарушения прав потребителей уменьшилось на 15,2 % (в 2016 г. - 3500).
В 2017 году 1146 обращений (38,6 %) приходилось на сферу розничной торговли, а 1820 обращений (61,4 %) - на сферу услуг.
Наибольший удельный вес составили обращения в сфере финансовых услуг (15,9 %), жилищно-коммунальных услуг (7,2 %), бытового обслуживания населения (6,3 %), услуг связи (4,7 %), медицинских услуг (3,3 %).
При этом в сравнении с 2016 годом произошел рост числа обращений в сфере оказания туристских услуг (на 37,5 %), транспортных услуг (на 21,8 %), финансовых услуг (на 3,6 %).
Одновременно произошло снижение количества обращений в сфере бытового обслуживания населения (на 4,3 %), услуг связи (на 2,1 %), услуги ЖКХ (на 49 %), образовательных услуг (на 19 %), медицинских услуг (на 26,1 %).
Вопросы, с которыми обращаются потребители, связаны с приобретением товаров ненадлежащего качества, нарушением сроков доставки товаров (в т.ч. заказанных через Интернет-магазин), порядком возврата товара надлежащего качества.
В обращениях, касающихся оказания услуг, потребители задают вопросы, связанные с ненадлежащим качеством их оказания (бытовые, медицинские и др. услуги), нарушения сроков их оказания, навязывания дополнительных услуг (в т.ч. при оказании финансовых услуг, услуг связи).
48 обращений (1,6 %) стали основанием для проведения проверок, 580 обращений (19,6 %) - для проведения административных расследований. 573 обращений (19, 3 % от общего числа поступивших жалоб) были направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы государственной власти, местного самоуправления. Значительная доля поступивших обращений 1998 (67 %) носила гражданско-правовой характер (возврат денежных средств, расторжение договора и т.п.). По указанным вопросам потребителям даны разъяснения об алгоритме дальнейших действий с целью разрешения конфликтной ситуации.
В 2017 году Управлением проведены следующие «горячие линии» по вопросам:
Интернет-торговли;
оказания туристских услуг и инфекционных угроз за рубежом;
соблюдения законодательства о защите прав потребителей при обороте в розничной торговой сети детских удерживающих устройств;
расторжения договоров о реализации туристского продукта ввиду угрозы здоровью туристов в Турецкой Республике;
оказания услуг такси.
Также Управлением было проведено 23 «горячих линии», приуроченных к тематике Всемирного дня защиты прав потребителей.
В период проведения «горячих линий» в Управление, Консультационные центры и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» обратилось более 800 человек.
На все поступившие вопросы даны исчерпывающие ответы со ссылками на требования законодательства, разъяснен алгоритм действий потребителей в тех или иных ситуациях.
Управление также напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
Ресурс создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей.
Открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru .
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
На портале Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в модуле «Виртуальная приемная», которая представляет собой площадку для общения между потребителями и Управлением, опубликовано 42 ответа на сообщения, которые оставили граждане, а также опубликовано более 200 информационных материалов, включая судебные акты по результатам разрешения судебных споров при участии Управления, общественных объединений потребителей, размещено 191 уведомление о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза.
По вопросам защиты прав потребителей потребители могут получить консультации по телефону «горячей линии» Управления по тел. 8-800-700-03-09.
Для получения консультаций и правовой помощи в подготовке претензий и исковых заявлений потребители могут обращаться в Консультационные центры и пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», общественные организации в сфере защиты прав потребителей, а также в иные организации, предоставляющие соответствующие услуги.