Здоровье детей. Что может быть важнее для родителей?
Одно из основных условий сохранения здоровья нашим детям – соблюдение режима дня.
В режиме дня школьника должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных детей 2-3 классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Как же выработать у ребенка привычку вовремя вставать, делать зарядку, есть, гулять, играть, делать уроки, в одно и тоже время ложиться спать, не сидеть часами у телевизора или компьютера?
Формировать у ребенка привычку соблюдать распорядок дня нужно начинать с самого малого возраста. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. Чередование различных видов деятельности, таких как, занятия в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд с активным отдыхом, прогулками на свежем воздухе, полноценным сном, помогут ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности и хорошего настроения.
Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.
В режиме дня двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников до 50% дневного времени (3 – 3,5 часа), а для старших школьников – до 30% (2,5 часа).
Организация отдыха:
После окончания учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе и должна сопровождаться подвижными, спортивными играми и физическими упражнениями. При этом одежда детей должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
Непрерывная длительность просмотра телепередач не должна превышать 15 мин. для учащихся 1-2 классов, 20 мин. – для 3-4 классов, 25 мин. – для 5-7 классов, 30 мин. – для 8-11 классов.
Непрерывная длительность при работе с компьютером не должна превышать 15 мин. для учащихся 1-4 классов, 20 мин. – для 5-7 классов, 25 мин. – для 8-11 классов. Максимальная норма при работе с компьютером для учащихся 2-3 классов - 1,5 часа в день; для учащихся 4-5 классов – 2 часа; для учащихся 6-8 классов – 2,5 часа; для учащихся 9-11 классов – 3,5 часа в день.
Подготовка домашних заданий:
К выполнению домашних заданий необходимо приступать после обязательной прогулки на свежем воздухе, либо не менее 2-х часового отдыха после окончания уроков в школе. Рабочее место школьника должно соответствовать его росту и возрасту, иметь достаточное искусственное и естественное освещение, комнату перед началом выполнения домашнего задания необходимо тщательно проветрить.
Оптимальное время для начала выполнения домашнего задания 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности.
Необходимо ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали во 2-3 классах – 1,5 часа, 4-5 класса – 2 часов; 6-8 классах – 2,5 часа; в 9-11 классах – до 3,5 часов.
Питание:
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором.
У ребенка должно быть предусмотрено 5-ти разовое питание. Ежедневно в рацион питания детей должны входить такие продукты как: мясо, молоко и кисломолочные продукты, масло сливочное и растительное, яйцо, хлеб, овощи, фрукты. Необходимо ограничивать детей в кондитерских изделиях и выпечке.
Внеурочная деятельность:
Внеурочная деятельность для школьника не должна быть чрезмерной. Длительность занятий в кружках, секциях, в музыкальных и художественных школах зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие должны составлять не более 50 мин в день для учащихся 1-2 классов и не более 1,5 часов в день – для остальных классов.
Организация сна:
Хороший полноценный сон у ребенка – залог здоровья. Полноценный сон определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Чтобы сон ребенка был глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Спать ребенок должен в темной комнате, исключающей попадание света от искусственного освещения, в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела, это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии. Перед сном помещение обязательно проветривается. Оптимальная температура воздуха для комфортного сна – 19-20°С. Суточная потребность детей во сне: для детей 1-4 классов - 10 – 10 часов 30 мин, 5-7 классов – 10 ч. 30 мин, 8-9 классов – 9 – 9 часов 30 мин; 10 -11 классов – 8-9 часов. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Будьте внимательны к своим детям. Если вы заметили у ребенка первые признаки переутомления, такие как заторможенность поведения, тревожность, беспокойный сон, отсутствие аппетита, неустойчивое эмоциональное состояние и пр., дайте ребенку отдохнуть, разгрузите его, больше гуляйте, включите в рацион питания больше овощей, фруктов, сока, при необходимости покажите ребенка врачу.