Концепцию проекта федерального закона «О регулировании объема выбросов парниковых газов» Минэкономики разрабатывает по «Плану обеспечения к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов (ПГ) до уровня не более 75% от 1990 года» (утвержден еще в апреле 2014 года). Доклад о концепции Минэкономики должно представить в Белый дом к лету — а через год по плану подготовки ратификации Парижского соглашения должен быть готов проект самого закона.
Первый вариант концепции был разработан еще в ноябре 2017 года . Тогда же РСПП направил к нему ряд замечаний, усомнившись в необходимости концепции в целом. В частности, в письме РСПП говорилось, что уровень выбросов в настоящее время уже составляет около 70% от уровня 1990 года (без учета поглощения лесами), а «необходимость дополнительного регулирования выбросов ПГ для достижения указанной цели вызывает сомнения» — но приведет к росту издержек бизнеса и расходов бюджета.
То, что цели по снижению выбросов (и «внутренняя», по снижению выбросов к 2020 году, и «международная», минус 25–30% от уровня 1990 года к 2030 году) будут достигнуты, признает и Минэкономики. «Уровень взятых на себя РФ обязательств позволяет не вводить жестких ограничений на выбросы ПГ, в том числе в энергоемких отраслях»,— говорится в концепции. «Странно, что мы планируем регулировать выбросы ради достижения столь малоамбициозной цели,— разумнее говорить о модернизации и "озеленении" экономики, в том числе ради следования мировому низкоуглеродному тренду и поддержания конкурентоспособности»,— говорит директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. В РСПП настаивают на «неснятом противоречии» в выполнении уже выполненных обязательств, предлагая как цель не «сокращение» выбросов, а «сдерживание их роста или сокращение удельных выбросов».
Концепция предполагает прежде всего поддержку проектов по сокращению выбросов, а также инициатив в лесном секторе (увеличивающих поглощение парниковых газов) — через снижение налогов, налоговые кредиты и понижающие коэффициенты для амортизации оборудования. Основным инструментом предполагается энергоэффективность. По данным “Ъ”, новый комплекс мер, нацеленный на перезапуск программ энергоэффективности , также отправлен в правительство, но пока не утвержден. На днях Минэкономики предложило изменить и требования к программам энергосбережения, включив в них отчетность по снижению выбросов CO2 для регулируемых отраслей.
Формулировки же о возможных «переходах к другим механизмам с ценой на углерод при выявлении такой необходимости» из последней версии концепции исчезли — создавать рынок квот на выбросы или вводить «углеродный» налог Минэкономики пока не хочет. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, сейчас в мире уже более 40 стран используют такие механизмы «цены на углерод».
Наконец, концепция Минэкономики предполагает запуск системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов для крупных эмитентов ПГ. Законопроект об обязательной углеродной отчетности ранее вызвал критику РСПП и был снят с повестки заседания правительства в середине января. Сейчас источники в РСПП говорят, что эта мера даст «дополнительную финансовую и административную нагрузку». Директор Центра экологических инициатив Михаил Юлкин также выступает против обязательной верификации отчетов о выбросах ПГ при отсутствии системы квот — это даст дополнительные расходы, а перераспределения средств в область низкоуглеродного развития не обеспечит. Также он полагает, что разумнее было бы поддерживать не проекты (что поставит их в зависимость от решений чиновников), а виды деятельности — «зеленую» энергетику (даже в домохозяйствах) и энергосбережение.
Разработанная Минэкономики концепция — «шаг в правильном направлении, но сильно запаздывающий», считает Олег Плужников, возглавляющий климатическое направление в «Деловой России». «С учетом опережающего развития жестких требований международного углеродного регулирования (в отдельных секторах, например в авиации, уже с 2019 года) принятие этого закона только во второй половине 2019 года усиливает риски дополнительных дискриминационных мер против энергоемких предприятий РФ и их продукции»,— полагает эксперт.
Коммерсантъ
АРХИВ РСПП
После двух лет согласований законопроект об отчетности компаний о выбросах парниковых газов вскоре будет внесен в Госдуму. Он должен стать базой для создания в РФ системы углеродного регулирования — но против продолжает выступать бизнес. Впрочем, шансы уклониться от зеленых новаций у компаний невысоки — на открытии инвестфорума в Сочи вице-премьер Александр Хлопонин заявил о том, что в ближайшее время предложит президенту ратифицировать Парижское климатическое соглашение.
Поправки к закону "Об охране окружающей среды" вводят в законодательство РФ понятие "парниковые газы" и обязывают компании c начала 2018 года отчитываться об их выбросах. Разработанный в Минэкономики и не получивший возражений Минприроды, Минэнерго и Минфина законопроект проходит финальную стадию согласования, в том числе с бизнес-объединениями. Комментарии предпринимателей должны быть получены в начале марта, после чего документ будет внесен в Госдуму. Источник "Ъ" в правительстве довольно высоко оценивает шансы его принятия, отмечая, что даже традиционные противники введения углеродного регулирования (прежде всего, угольные компании) говорят о готовности к введению отчетности.
Отметим, что закон должны были разработать и принять еще два года назад — в рамках исполнения распоряжения Белого дома о плане мероприятий по сокращению выбросов к 2020 году до уровня 75% от показателей 1990 года, а также Концепции формирования мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов. С 2017 года углеродная отчетность должна была стать обязательной для всех предприятий с объемом выбросов более 50 тыс. тонн СО2-эквивалента в год. Предполагалось, что Белый дом разработает нормативные документы, утвердит методики отчетности, а уже затем выберет модель регулирования выбросов парниковых газов. Пока, в отсутствие базовых документов, Минприроды утвердило только методику отчетности для предприятий.
"Выстраивание системы углеродного регулирования в РФ идет с хвоста",— говорит глава рабочей группы по климату экологического комитета РСПП Михаил Юлкин. Отметим, что союз готовит ряд технических комментариев к тексту законопроекта — в частности, предложение отложить вступление его в силу до разработки всей нормативной базы. В Минприроды тем временем отмечают: наличие статистических данных углеродной отчетности как раз даст более полную картину выбросов в РФ, а также "приучит" предприятия собирать данные о выбросах, подготовив их к дальнейшему введению системы регулирования.
Модель такого регулирования по плану мер по ратификации Парижского соглашения Минэкономики должно предложить к концу года - вместе с результатами оценки социально-экономических последствий самой ратификации. Закон же о госрегулировании выбросов должен быть принят только летом 2019 года. "Непонятно, для чего в РФ вводят углеродное регулирование — пока у нас нет законодательно утвержденной цели сокращения выбросов парниковых газов после 2020 года. Бизнес по-прежнему находится в глубокой обороне, заявляя о том, что ископаемого топлива еще много, а РФ все равно является экологическим донором",— сетует Михаил Юлкин. По данным "Ъ", к заседанию Совета безопасности по вопросам Парижского соглашения (запланировано на конец марта) одно из деловых объединений подготовило аналитическую записку с предложением "мягко отойти" от обсуждения низкоуглеродного пути развития.
Однако в день открытия инвестфорума в Сочи курирующий климатическую политику вице-премьер Александр Хлопонин заявил — РФ может ратифицировать Парижское соглашение уже в ближайшее время. По словам чиновника, анализ документа закончен, и никаких рисков в нем в Минэкономики не увидели - что снижает шансы предпринимательского сообщества на успехи в оттягивании введения новых требований.
Газета "Коммерсантъ" №35 от 01.03.2017
Источник: Кузбасский союз работодателей
23.03.2018 11:43