Велосезон открыт, но горожане не всегда довольны местами катания. Корреспонденты «Газеты Кемерова» протестировали велодорожки города и узнали, какими они должны быть на самом деле.
Фото: Александр Патрин, Екатерина Фролова / «Газета Кемерова» Езда по правилам и безВ России, в том числе и в Кемерове, велодвижение только набирает обороты — велосипедистов у нас много, а строить специальные дорожки начали относительно недавно. В нашем городе первая велодорожка появилась в 2012 году. Сейчас её протяжённость составляет 11,3 километра, ещё почти шесть километров планируют оборудовать в этом году.
Строительство велодорожек регламентировано сводом различных правил. В 2014 году в ПДД развели следующие понятия: велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов и велопешеходная дорожка. Первая представляет собой отдельный элемент дороги, вторая — выделенную полосу на проезжей части. А вот третью мы можем наблюдать на тротуарах Кемерова.
Справка Из «Правил дорожного движения»: Велосипедная дорожка — конструктивно отделённый от проезжей части и тротуара элемент дороги либо отдельная дорога для движения велосипедистов и обозначенная знаком. Полоса для велосипедистов — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и на мопедах, отделённая от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком в сочетании с табличкой над полосой. Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка) — конструктивно отделённый от проезжей части элемент дороги либо отдельная дорога, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками. Фото: «Газета Кемерова»Как пояснили в городской администрации, эти знаки были установлены до вступления в силу изменений в нормативной документации, которые касаются введения знака «Велопешеходная дорожка».
«Ввиду ограниченности финансирования, работы по замене дорожных знаков будут производится в случае, когда существующие знаки перестанут отвечать техническим требованиям нормативной документации», — добавили в мэрии.
По ГОСТу, ширина велосипедной дорожки должна составлять не меньше метра. Нормативы начали действовать с 1 февраля 2016 года. При этом пешеходам запрещено передвигаться по велосипедной дорожке, если рядом есть пешеходная.
Тест-драйв велодорожек Парк им. Веры ВолошинойВ Кемерове велодорожки начинаются в парке имени Веры Волошиной. Именно туда мы и направляемся, чтобы понять, насколько комфортно велосипедистам кататься на обустроенных маршрутах.
Правда, всё время, пока я мчалась туда из центра, в моей голове вертелась мысль: а почему велосипедист вынужден ехать на другой конец города по дорогам без велополосы, чтобы покататься по точно таким же тротуарам, как в Центральном районе, только с нанесённой на них разметкой? Но долг есть долг.
Парковые дорожки давно облюбовали местные велосипедисты: по ним приятно ездить, асфальт ровный, на нём видна свеженанесённая краска. Единственное разочарование — гуляющие по ним мамочки с колясками и другие пешеходы, желающие укрыться от жаркого солнца в тени.
Дорожка уходит вниз по проспекту Ленина до Ленинградского проспекта. Как и положено, в начале каждого перекрёстка установлен дорожный знак. На наших велодорожках колодцы оказались одной из самых распространённых проблем. Велосипедисты вынуждены огибать их, выезжая за пределы полосы.
К слову, о полосе: говорят, на абсолютно всех велодорожках обновили краску. Но то ли люди заездили их до прошлогоднего состояния, то ли кто-то слукавил. Краска нанесена уже в несколько слоёв. Знак велосипеда и шагающего пешехода кое-где читается с трудом. По словам представителей городской администрации, разметку обновили в мае 2017 года. А в июле планируют нанести перед зебрами надписи, которые будут уведомлять велосипедистов проходить проезжую часть пешком.
Проехав до района поликлиники № 5 вспоминаю о стихийных рынках, на которых пенсионерки торгуют вещами. Однако я с этой проблемой не столкнулась. Торговки предпочли спрятаться в тени деревьев.
Фото: «Газета Кемерова»Чуть дальше на узком проулочке между ларьками и краем тротуара возникла заминка. Опять-таки в виде пешеходов, которые совершенно не реагируют на то, что нарушают правила дорожного движения. И так было на протяжении почти всех 12 километров велодорожек. При этом люди искренне недоумевали, почему же велосипедисты не могут обогнуть их.
1/5Занижение бордюрного камня радует отнюдь не везде. Подъёмы не менее сложные, особенно если утыкаешься сразу в колодец. Проблема также таится в многочисленных ямах, разрытом асфальте, трещинах.
Фото: «Газета Кемерова»В районе дома № 111 по проспекту Ленина кто-то производил ремонт, снял плитку, на которой уже была разметка, но вот собрать обратно паззлы не смог. В мэрии пообещали, что восстановление плитки и нанесение разметки выполнят до 1 августа этого года.
Пересечение Ленина и ВолгоградскойРядом с «Пенсионером», на пересечении с Волгоградской и Ленина, попадаю в череду ливневых канализаций. Надо сказать, что за годы увлечения велосипедом это не представляется для меня большой проблемой. Но всё-таки неприятно через каждый метр подскакивать как на пружине.
За Волгоградской улицей одну из линий дорожники решили не рисовать с начала, авось велосипедисты и так поймут! Аналогичная ситуация наблюдалась и на других участках. Например, на Октябрьском проспекте, в районе дома № 97А, разметка прерывается совсем, а начинается только через 10 метров. Так что винить автомобилиста, припарковавшего машину на велодорожке, мы бы не стали.
Если вам довелось доехать до бульварного кольца, поздравляем — вас ждут приключения. Во-первых, разметка упирается прямо в проезжую часть, которую оградили заборчиком. А вот законное её продолжение следует на бульваре Строителей после пешеходного перехода. Во-вторых, дорожка идёт по разрушенной плитке. И, как ни парадоксально, упирается прямиком в столб. Начинался путь для велосипедистов не сразу после зебры, а с предупреждения: «Осторожно, опасная зона». Как по мне, эту табличку стоило разместить на несколько десятков метров раньше.
1/7 Пересечение Октябрьского и ТерешковойПодобная ситуация встретилась на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Терешковой. Кроме того, что столб находится прямо в середине велодорожки, асфальт вокруг него разрыли, но сложить обратно пока не удосужились. По разрытой дороге вынуждены ехать велосипедисты от Октябрьского до проспекта Ленина.
Кстати, здесь в самом разгаре ремонт дорог. По чётной стороне улицы Терешковой планируют перенести опоры контактной сети, а также расширить проезжую часть. После этого на участке обновят велосипедную разметку.
1/5 Лучшие велодорожки мираСпециалисты неоднократно составляли рейтинги лучших городов и велодорожек мира. Почти все позиции приходятся на европейские города — Амстердам, Копенгаген, Бордо, Париж, Берлин.
Одним из самых популярных живописных маршрутов является Рейнская велосипедная дорожка. Она проходит вдоль реки Рейн и объединяет сразу три государства — Швейцарию, Германию и Голландию, позволяя велосипедистам насладиться красотами этих стран.
Фото: wikipedia.ruНе обделены велодорожками американцы и канадцы. Самой длинной и живописной является велодорожка Большого континентального водораздела, общая длина составляет больше 4 000 километров.
Самыми протяжёнными велосипедными маршрутами в России являются московские. Их длина составляет уже более 250 километров. По праву дорожку в парке «Сокольники» считают одной из самых удобных в столице, как для велосипедистов, роллеров, так и для пешеходов.
Фото: flickrc.comТакже одним из самых велосипедных городов считается Уфа. Власти планируют создать единую транспортную сеть для удобства всех поклонников этого вида спорта.
В Кемерове тоже не намерены останавливаться. В 2017 году приоритетным проектом «Формирование комфортной городской среды» предусмотрено строительство велодорожки на бульваре Строителей. Будет ли она действительно удобной, покажет время.
Катерина Фролова