Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, его территориальные отделы (далее – Управление), а также Консультационные центры и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» продолжает консультировать граждан в рамках работы «горячей линии» (в период с 12.03.2018 по 26.03.2018) по вопросам защиты прав потребителей, включая вопросы, связанные с заключением договоров с использованием дистанционных способов (Интернет, мобильные приложения и т.п.).
Более подробно о работе «горячей линии» Вы можете ознакомиться по ссылке:
«Горячая линия», посвященная Всемирному Дню защиты прав потребителей
Управлением в 2017 году рассмотрено 70 обращений потребителей, связанных с заключением договоров с использованием дистанционных способов, из них 67 обращений по дистанционной продаже товаров.
Большая часть потребителей в своих обращениях просят разъяснить права, установленные положениями законодательства о защите прав потребителей. Потребителям давались соответствующие разъяснения в 43 случаях (61 % от общего количества обращений по указанной тематике).
Всего в 2017 году 23 обращения переадресованы по подведомственности в компетентные органы. В основном это жалобы, связанные с непередачей предварительно оплаченного товара, приобретенного дистанционным способом, которые по признакам мошеннических действий направлялись в органы внутренних дел.
С целью защиты прав потребителя в области дистанционной продажи товара в судебном порядке Управлением в 2017 году дано 1 заключение по гражданскому иску потребителя, требования по которому были удовлетворены, в том числе в денежном выражении в размере 20,0 тыс.руб.
За 2017 год Управлением предъявлено в суды 4 исковых заявления, связанных с защитой прав потребителей в области дистанционного способа продажи товаров. В настоящее время по 3-м искам требования Управления удовлетворены, в том числе в денежном выражении в размере 31,0 тыс.руб.
15 марта представитель Управления начальник отдела защиты прав потребителей Т.А. Костарных выступила на «Радио Кузбасса» по тематике Всемирного дня защиты прав потребителей, проводимого под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Покупателям были даны советы по безопасному совершению покупок в Интернете.
В период празднования Всемирного дня защиты прав потребителей Управлением активизирована профилактическая работа не только с потребителями, но и бизнес-сообществом на всей территории Кемеровской области.
14 марта в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялась очередная онлайн-консультация, которую провели представители Управления.
Онлайн-встреча проводилась в рамках Всемирного дня защиты прав потребителя (15 марта) и была посвящена вопросам покупки и продажи товаров в Интернет-магазинах, анализу рисков со стороны потребителей, особенностям оплаты покупок и услуг безналичным способом, включая оплату с использованием национальной платежной системы «МИР».
Управление информирует о правах потребителей
при покупке товаров дистанционным способом
Продажа товаров дистанционным способом, в т.ч. посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», регламентируется положениями ст. 497 ГК РФ, Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи товаров дистанционном способом, утв. постановлением Правительства РФ 27.09.2007 № 612 (далее – Правила).
Продавец, осуществляющий продажу дистанционным способом, должен предоставить всю необходимую и достоверную информацию о товаре, в соответствии с п. п. 8, 9 Правил, в т.ч. о цене и условиях приобретения.
Принимая во внимание специфику данного вида правоотношений, нормами ст. 26.1 Закона установлен т.н. «период охлаждения» в 7 дней, когда потребитель может немотивированно вернуть товар продавцу (п. 4 ст. 23.1 Закона). А также ужесточены сроки требования к продавцам в части сроков предоставления потребителю информации (п. 2 ст. 26.1 Закона), формы предоставления информации (п. 3 ст. 26.1 Закона). С учетом особенностей удаленной коммуникации сторон сделки более четко определен момент заключения договора (п. 20 Правил).
Наряду с этим следует иметь ввиду, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (последний подлежит применению исключительно в контексте ст. 25 Закона), к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.
В ситуации, когда возврату подлежит товар надлежащего качества, покупатель имеет право отказаться от него в любое время до передачи, а после передачи – в течение 7 дней, а также в течение 3 месяцев, при условии, что информация о порядке и сроках возврата такого товара в момент доставки не предоставлена.
Возврат товара надлежащего качества возможен в том случае, если сохранены товарный вид, потребительские свойства, а также документы, подтверждающие факт и условия покупки (при их отсутствии, ссылаясь на другие доказательства).
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Покупателю при отказе от товара продавец должен вернуть уплаченные денежные средства, исключая расходы продавца на доставку от покупателя возвращенного товара. Данное требование подлежит исполнению не позднее, чем через 10 дней с даты его предъявления.
В иной ситуации, когда доставленный товар с недостатками, с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки, покупатель имеет право не позднее 20 дней после получения товара известить продавца о подобного рода нарушениях. Также требования предъявляются в течение гарантийного срока (срока годности), а если данные сроки не установлены, то в пределах 2-х лет.
При получении товар ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Покупатель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований покупателя.