Людмила Ковина. Вечерний Кемерово.
На выставках детских рисунков в подписях под работами мы привыкли читать: «Анжела Иванова, 6 лет», «Кристина Петрова, 11 лет», «Снежана Сидорова, 8 лет». На выставке, открывшейся 21 января в кемеровском Доме художников, на ярлычках можно прочесть: «Виктор Федоров, 54 года», «Ольга Колокольная, 39 лет», «Татьяна Белова, 33 года».Дело в том, что это областная выставка преподавателей художественных школ. Как можно заключить из подписей, педагоги не видят непреодолимой дистанции между собою и своими юными подопечными.
В экспозиции представлено почти полтораста живописных и графических произведений, уже прошедших предварительный отбор. Называется выставка «Моя Сибирь – жемчужина России». По ее условиям, работы носят преимущественно пленэрный характер: предполагается, что они сделаны на открытом воздухе, с учетом нюансов освещения и т. п. На деле некоторые работы тяготеют скорее к натюрморту и другим аналитическим жанрам. Хотя в их основе, несомненно, лежит первоначальное впечатление от того или иного пейзажа, природного или городского.
Безусловно, это вполне профессиональные работы, иногда изобличающие очевидный талант. Или же, по крайней мере, достаточное художественное образование и несомненную мастеровитость. Многие произведения, представленные в экспозиции, пусть не музейного достоинства, но вполне способны украсить интерьер учреждения либо частного жилища. Так что непреодолимой границы между творчеством педагогов художественных школ и произведениями признанных кузбасских мастеров, увенчанных премиями и обремененных званиями, также не наблюдается.
Больше всего работ сделано акварелью и пастелью. Другие техники – гуашь, сепия, соус, карандаш – представлены реже. Масляной живописи и вовсе немного, а скульптура и декоративно-прикладное искусство в экспозиции отсутствуют. Это не означает, что педагоги не подвизаются в этих видах творчества: просто пленэрный характер выставки заранее сужает круг возможных экспонатов.
Среди «картин маслом» выделим два городских пейзажа Людмилы Ковиной — «Осень в городе» и «Вечерний Кемерово»: и нарядных, и не без тонкости, и в самом деле искусно передающих световые эффекты. Очень недурны и два зимних, почти нефигуративных пейзажа Василия Морозова, в белой и бледно-серой гамме: «Зима» и «Короткие дни». Какого-то принципиального новаторства здесь, конечно, нет: Казимир Малевич уже сто лет как написал «Белый квадрат на белом фоне», а известный кемеровский художник выставлял целые серии работ в подобном роде. Но живопись Морозова хороша и ритмически.
Ольга Парухина дала на выставку изящный черно-серо-белый пейзаж «В сумерках», изображающий изогнутые деревья под снежными шапками. Черно-серебряная рама подчеркивает салонный характер полотна, безусловно, обладающего высокими декоративными качествами. Выделяется и «Натюрморт на подоконнике» Виктора Федорова в несколько кислотной желто-зелено-синей гамме; если не ошибаюсь, он уже фигурировал на коллективной выставке кемеровских художников и не затерялся и там.
Хочется отметить еще пастель «Жарки» Ирины Грущанской, где несколько салонная эффектность не заслоняет непосредственного чувства – удивления. А также натурные зарисовки Андрея Богданова (гелевая ручка, маркер, карандаш) – сплетения древесных ветвей, поднимающиеся до высокой степени обобщения некой изначальной структуры мира. А также пейзаж Владимира Белова «Старый Томск» в безошибочно выбранной технике сепии, придающей эффект старой фотографии, не имитируя, впрочем, ее прямо.
Таким образом, лучшие работы выставки демонстрируют и детскую непосредственность, и изощренную тонкость. Остается, казалось бы, пустяк: соединить эти два эффекта. Но на деле это мало кому удается – и среди наивных художников, и среди высоких профессионалов.
Олег ТРЕТЬЯКОВ.
Комментариев нет | Просмотры: 3