Президент поручил ограничить число внеплановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей 30% численности плановых для каждого надзорного органа. Исключением могут стать проверки, вызванные угрозой или причинением вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозами природных и техногенных ЧС. По президентским поручениям, срок внеплановой проверки не должен превышать десять рабочих дней, а ее предметом могут быть лишь факты, из-за которых она начата — поправки об этом в законодательство правительство и Генпрокуратура должны подготовить к 1 декабря.
Следственным органам также хотят запретить изымать жесткие диски рабочих компьютеров и серверов, ограничив их копированием информации. Как ранее отмечал президент, изъятия приводят к приостановке деятельности предприятия вплоть до невозможности уплаты налогов. Поправки, которые должны быть подготовлены до октября, дадут бизнес-омбудсмену и уполномоченным в регионах право представлять интересы членов бизнес-объединений в суде (кроме коллективных исков или исков в интересах неограниченного круга лиц). Правительству, Генпрокуратуре и Верховному суду поручено оградить граждан, подозреваемых и обвиняемых по экономическим статьям, от содержания под стражей. Также предполагается законодательно ограничить продление ареста, если по уголовному делу не ведутся активные следственные действия, и усилить процессуальный и судебный контроль по предпринимательским делам.
Напомним, что одним из побочных эффектов реформы контрольно-надзорной деятельности стал рост числа внеплановых проверок. Как сообщили в Генпрокуратуре, их доля выросла с 66% в 2015 году до 75% в 2016 году, хотя общее число контрольных мероприятий сократилось. В этой связи ведомство хочет расширить практику согласования внеплановых проверок с прокурорами, приравнять к ним так называемые «административные расследования» и разрешить возбуждать административные дела только после проверки — законопроект об этом уже внесен в Белый дом. Рост числа внеплановых проверок заметил и бизнес. По результатам опроса, проведенного по заказу бизнес-омбудсмена Бориса Титова в мае, доля столкнувшихся с ними выросла с 21,9% в 2015 до 30,8% в 2016 году.
Коммерсантъ
Президентский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в Белый дом письмо с критикой ключевого законопроекта, разработанного Минэкономики в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Бизнес-омбудсмен считает, что принятие готовившегося почти два года документа в его нынешнем виде приведет не к снижению, а к «масштабному росту» административной нагрузки.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов вчера направил премьер-министру Дмитрию Медведеву свое отрицательное заключение (есть у “Ъ”) на ключевой законопроект реформы КНД — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». По его мнению, документ содержит ряд «фундаментальных недоработок», а его принятие «может привести к масштабному увеличению административного давления на бизнес».
О внесении этого документа в правительство в начале июня сообщал курирующий реформу КНД министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Проект призван изменить модель госконтроля и надзора с репрессивной на партнерскую, пояснял тогда министр. Ожидается, что законопроект о КНД будет принят до конца года. Омбудсмен просит Дмитрия Медведева перенести сроки одобрения документа.
В письме премьеру Борис Титов указывает, что сфера применения законопроекта не включает важнейшие области КНД. В частности, его нормы не будут применяться при расследовании причин возникновения аварий и несчастных случаев на производстве, при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на процедуры обязательных торгов, в части строительного (по Градостроительному кодексу), налогового, валютного и таможенного контроля. Это, как пишет омбудсмен, «обесценивает идею принятия единого правового акта, регулирующего КНД в России». Не нравится Борису Титову и вводимый термин «охраняемые законом ценности» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства и прочее), на устранение рисков по которым обещают ориентировать всю деятельность контрольно-надзорных органов. «Де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органом контроля-надзора обосновать любое свое требование и действие по отношению к бизнесу»,— сказано в письме.
Среди других замечаний — необязательность использования чек-листов при осуществлении госконтроля, отсутствие нормы об обязательном включении информации обо всех проверках в Единый реестр проверок. Другая претензия — отмена 294-ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. Омбудсмен утверждает, что фундаментальные принципы защиты предпринимателей при осуществлении госконтроля либо исключены из законопроекта, либо закреплены в нем в искаженном виде, «что может катастрофически сказаться на состоянии делового климата в России». «Фактически принятие закона в предложенной редакции может отбросить практики регулирования КНД на несколько лет назад»,— пояснил “Ъ” Борис Титов. Он предлагает иной подход к реформе, основанный на опыте Казахстана (к письму приложен законопроект, разработанный на базе закона этой страны о госконтроле и надзоре),— аргументируя это тем, что соседям по ЕАЭС удалось снизить число проверок в пять раз.
Процесс передачи в регионы отдельных федеральных полномочий контрольно-надзорной деятельности (КНД) может начаться раньше, чем ожидалось. По итогам совещания 5 июля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил структурам «проектного офиса» Белого дома и Минэкономики расширение сейчас весьма успешной реформы КНД на регионы и муниципалитеты в том числе по этой схеме. Кроме того, дано поручение о «нулевом чтении» общего закона о КНД на лето 2017 года, а также поправок к КоАП, блокирующих самый популярный способ обхода ограничений в реформе КНД, который используется против бизнеса,— штрафы без формального проведения проверок.
Результаты селекторного совещания у Дмитрия Медведева 5 июля, посвященного ходу реформы КНД, оформлены в протокол, премьер-министр дал дополнительные письменные поручения ведомствам по развитию реформы КНД, в том числе в региональном аспекте. Совещание 5 июля было, видимо, одним из крупнейших совещаний в таком формате — в нем участвовало около 2 тыс. человек, включая руководство профильных министерств и ведомств, Генпрокуратуры, губернаторов и представителей предпринимательских объединений. В целом поручения премьер-министра по итогам показывают, что эффективность проектного подхода в рамках КНД очень высока. Несмотря на то что «региональный трек» в ней предусматривался исходно и министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, старшее должностное лицо в Белом доме, отвечающее за реализацию реформы, уже на совещании отмечал «вовлеченность» регионов в реформу КНД как один из факторов ее успешности, еще весной 2017 года существовали разные мнения о том, возможно ли расширение региональной части реформы до середины 2018 года.
Согласно поручениям, процесс начат уже сейчас: до 15 сентября регионы должны передать в Минэкономики собственные предложения по делегированию им отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти. До 1 ноября ведомство Максима Орешкина, Минюст и Михаил Абызов должны их обобщить и представить предложения по расширению приоритетной программы реформы КНД в этой сфере на 2018 год. Напомним, сейчас проводятся только «пилоты» в этой сфере — в Москве и Московской, Калининградской, Тульской и Ярославской областях. До 1 сентября Минэкономики и ряд федеральных ведомств также должны разработать общую методику системы управления рисками и оценки эффективности КНД в региональных правительствах. Кроме того, реформа КНД также начинает планироваться и на муниципальном уровне — ранее об этом говорилось лишь как о возможной перспективе.
До 25 июля, согласно поручениям, будет организовано «нулевое чтение» в Госдуме ключевого законопроекта реформы КНД — законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», что увеличивает шансы на вступление в силу рамочного закона по новым принципам риск-ориентированной КНД с 2018 года. Передача регионам каких-либо полномочий (Михаил Абызов оговорил на совещании, что не все инициативы регионов по децентрализации КНД могут быть приняты — есть и строго экстерриториальные виды надзора) потребует актуализации законодательства — региональные идеи отмены избыточных нормативных требований будет консолидировать Минюст до 16 октября 2017 года.
Кроме того, по итогам совещания 5 июля дано еще одно важное поручение, которое к 2018 году может ограничить возможности ухода от принципов реформы КНД в вопросах проверки бизнеса. До 7 августа ведомства с участием Генпрокуратуры и бизнес-объединений должны сформулировать и внести в правительство поправки к Кодексу по административным правонарушениям (КоАП), ограничивающие возможность проверяющих органов штрафовать кого-либо или открывать административные расследования без проведения официальной проверки. Напомним, ее можно проводить лишь с санкции прокуратуры, нынешняя версия КоАП позволяет штрафовать бизнес без проверки (на совещании констатировалось, что этим часто пользуется полиция).
В тот же пакет поправок предполагается интегрировать принцип смягчения административной ответственности за совершение правонарушения, если оно произошло впервые и не повлекло за собой ущерба. Такая «гуманизация административного законодательства» очень актуальна в свете обсуждаемой (в том числе командой ЦСР под руководством Алексея Кудрина) либерализации уголовного законодательства в части хозяйственных преступлений: «миграция» давления на бизнес в сферу КоАП и штрафов в такой ситуации вполне вероятна, более рационально перемещение всех споров этого рода из сферы штрафов и уголовного права в систему гражданского права.
Опережение реформой КНД ожиданий подтверждается еще и тем, что она довольно быстро через формально-технические вопросы правоприменения вышла на темы, которые принято считать чисто политическими. Передача контрольных полномочий ФОИВ в регионы и муниципалитеты — вопрос, рассматривающийся регионами в том числе как реальное наполнение федеративных принципов устройства РФ и местного самоуправления, но политическое решение его обычно сталкивалось с рисками внутренней стабильности, тогда как в случае реформы КНД потенциальное напряжение между уровнями власти в рамках «проектного подхода» не реализуется.
Коммерсантъ
Источник: Кузбасский союз работодателей
22.08.2017 14:43